Положение о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Калужской области

(утверждено приказом Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2009 года № 34)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб (далее - обращения) организаций, предпринимателей, граждан и их представителей (далее - заявители) на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Калужской области, за исключением тех, которые рассматриваются в процессуальном порядке.

В работе по рассмотрению обращений Арбитражный суд Калужской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, иными правовыми актами, а также Инструкцией по делопроизводству и настоящим Положением.

На основе указанных актов разработано настоящее Положение.

1.2. Обращения организаций, предпринимателей и граждан с предложениями об улучшении организационной работы арбитражного суда, заявлениями и жалобами по вопросам судебной деятельности арбитражных судов являются реализацией их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, важным средством защиты законных интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе арбитражных судов, и способствуют совершенствованию организации судебной деятельности.

Своевременное и полное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, принятие по ним действенных мер - одно из важных и ответственных направлений работы всех органов государственной власти, в том числе и органов судебной власти.

1.3. Обращение, поступившее в арбитражный суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Организация работы по своевременному рассмотрению обращений на действия судей и работников аппарата Арбитражного суда Калужской области, а также обращений, связанных с организацией деятельности суда, возлагается на председателя суда.

Председатель суда несет персональную ответственность за своевременную организацию рассмотрения обращений и принятие по ним соответствующих мер,

1.4. Регистрация и делопроизводство по обращениям ведутся в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, соответствующими разделами Инструкции по делопроизводству.

Обращение подлежит обязательной регистрации в трехдневный срок с момента поступления в суд в базе данных используемого программного комплекса (в журнале регистрации).

После рассмотрения обращения, приложенные к нему подлинники документов в обязательном порядке возвращаются заявителям. Копии приложенных к обращению документов возвращаются заявителям по усмотрению руководства суда либо по запросу заявителя.

Рассмотренные обращения с копиями ответов подшиваются в дело согласно установленной номенклатуре дел. Сроки их хранения устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, разработанным Федеральной архивной службой России (Росархивом) и ВНИИДАДом (институтом документоведения), утвержденным 6 октября 2000 года Федеральной архивной службой России.

1.5. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, определяется приказом председателя арбитражного суда.

Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, осуществляет контроль за сроками рассмотрения обращений в порядке, установленном соответствующими разделами Инструкции по делопроизводству.

1.6. Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию арбитражного суда, не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя либо возвращаются.

1.7. Если для решения поставленных в обращении вопросов требуется получение информации от другого арбитражного суда или нескольких арбитражных судов, от структурного подразделения суда, от иных государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий арбитражный суд (арбитражные суды), структурное подразделение суда, государственный орган или должностному лицу.

1.8. Арбитражным судом Калужской области рассматриваются обращения, которые в соответствии с законом в обязательном порядке должны содержать наименование арбитражного суда, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество лица, которому направляется обращение, либо должность этого лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения.

В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы и стоять личная подпись заявителя. Обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.

1.9. Ответ на обращение не дается в случае получения обращения без подписи (анонимное), без обратного почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, содержащего непристойные выражения, не поддающегося прочтению, а также не удостоверенного в соответствии с действующим законодательством.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим, это обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в соответствующий арбитражный суд.

1.10. Направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются, запрещается.

Проверка обращений на действия председателя арбитражного суда проводится по поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации его заместителями, судьями и работниками аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации либо председателем арбитражного суда вышестоящей инстанции.

1.11. Должностное лицо арбитражного суда, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующее подаче обращения, подвергающее заявителя преследованию и допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями, а также заявитель, подавший заведомо ложное обращение, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

1.12. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось заявителю, а в последнем обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, последующие проверки не проводятся. О прекращении проверок по таким обращениям сообщается заявителю. В случае наличия ссылок на новые (дополнительные) обстоятельства по таким обращениям проводится проверка в установленном порядке.

Решение о прекращении переписки принимается председателем арбитражного суда.

2. Порядок рассмотрения обращений

2.1. Председателем арбитражного суда проверка изложенных в обращениях обстоятельств в зависимости от их характера поручается заместителям председателя арбитражного суда, председателям судебных составов, судьям, руководителю аппарата - администратору суда, руководителям структурных подразделений, работникам арбитражного суда.

По решению председателя суда в необходимых случаях может создаваться комиссия для рассмотрения обращения.

2.2. Обращения на действия судей председатель арбитражного суда рассматривает лично или поручает их рассмотрение своим заместителям.

2.3. Ответы на обращения подписывают:

председатель арбитражного суда, а также по его поручению заместители председателя суда.

2.4. Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель (члены комиссии).

Поручения о проведении проверок по обращениям могут даваться арбитражным судам органами судейского сообщества, в частности квалификационными коллегиями судей.

2.5. При проведении проверки исполнитель (члены комиссии) на основании поручения председателя арбитражного суда о рассмотрении обращения вправе знакомиться с имеющимися в суде документами, снимать с них копии, делать выписки, получать необходимые объяснения от судей, работников аппарата суда и иных лиц, запрашивать информацию в других организациях, консультироваться со специалистами в той или иной области действующего законодательства.

2.6. Исполнитель или члены комиссии должны проявлять тактичность, вежливость, уважительное отношение к собеседникам. Лицам, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни граждан и иную конфиденциальную информацию, а также сведения, содержащиеся в обращении, без согласия заявителя.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление обращения председателю арбитражного суда, на действия судей и работников которого поступила жалоба, в вышестоящий арбитражный суд или направление обращения в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Проверка должна проводиться объективно и всесторонне, охватывать все обстоятельства, изложенные в обращении.

Лицо, в отношении которого проведена проверка должно быть ознакомлено с ее результатами и вправе изложить в письменной форме свое мнение относительно результатов проверки. Кроме того, по указанию председателя арбитражного суда лицо, в отношении которого проведена проверка, может быть ознакомлено с обращением (жалобой), проектом ответа на нее.

По окончании проверки ее материалы с выводами исполнителя (членов комиссии), предложениями и проектом ответа заявителю докладываются председателю арбитражного суда.

2.7. Окончательное решение по обращению принимает председатель арбитражного суда.

Если в обращении приводятся доводы и обстоятельства разрешенного судом дела и оспариваются решения и выводы суда, которые в установленном законом процессуальном порядке могут быть рассмотрены только вышестоящими судебными инстанциями, то обращение возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного акта.

При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с обоснованием и оценкой каждого довода заявителя, со ссылкой на материалы проверки и нормы действующего законодательства.

В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтвержденные проверкой, и сообщается о принятых по ним мерах. В таком случае председатель арбитражного суда принимает соответствующие меры в отношении лиц, допустивших те или иные нарушения и упущения в работе, а также меры организационного характера по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

2.8. В зависимости от характера нарушения и степени виновности судьи, допустившего его, председатель арбитражного суда может ограничиться беседой с ним либо вынести этот вопрос на совещание судей или на заседание президиума арбитражного суда.

2.9. При установлении факта совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти (нарушение норм Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положений Кодекса судейской этики), председатель арбитражного суда вправе внести представление в соответствующую квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

2.10. Обо всех фактах внесения представлений в квалификационные коллегии судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и результатах их рассмотрения лицо, вынесшее представление, незамедлительно информирует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

2.11. В зависимости от характера нарушения и степени виновности работника аппарата арбитражного суда, допустившего его, председатель арбитражного суда, его заместители или по поручению председателя арбитражного суда руководитель аппарата - администратор арбитражного суда могут ограничиться беседой с ним или вынести этот вопрос на совещание работников аппарата арбитражного суда.

2.12. При установлении факта совершения работником аппарата дисциплинарного проступка (нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», должностного регламента), либо проступка, наносящего урон авторитету судебной власти, председатель арбитражного суда вправе принять решение о наложении дисциплинарного взыскания.

2.13. Обобщенную информацию по всем фактам привлечения работников аппарата к дисциплинарной ответственности председатель суда сообщает в информации (отчете) по итогам работы за соответствующий год.

3. Сроки рассмотрения обращений

3.1. Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации.

Началом срока рассмотрения обращения считается день его регистрации в арбитражном суде.

Окончанием срока рассмотрения считается:

  • если проверка назначалась по поручению председателя суда или его заместителя - дата резолюции председателя суда либо его заместителя о согласии с предложениями исполнителя (членов комиссии) по обращению;
  • дата направления письменного ответа с изложением принятого по обращению решения.

В случае, если окончание срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока рассмотрения считается первый рабочий день, следующий за выходным (праздничным) днем.

3.2. Если для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных документов, изучение материалов судебных дел, находящихся в вышестоящих судах, сроки могут быть продлены не более чем на 30 дней.

Продление срока рассмотрения обращения производится председателем арбитражного суда или его заместителем.

Продление срока проверки доводов обращения по поручению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации производится по решению должностного лица Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, направившего поручение.

О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю.

3.3. Если председателю арбитражного суда или исполнителю, рассматривающему обращение, станет известно о проводимом органами следствия расследовании или прокурорской проверке по изложенным в обращении фактам, до завершения которых не представляется возможным дать обоснованный ответ заявителю, то материалы по решению председателя арбитражного суда или его заместителя остаются на контроле до момента завершения следствия либо прокурорской проверки.

О принятом решении уведомляется лицо, направившее обращение.

4. Организация личного приема

4.1. В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации председателем арбитражного суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

4.2. Порядок и время приема, порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливаются приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда и информация об этом размещается в доступном для посетителей месте.

4.3. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать посетителя, тщательно разобраться в существе его обращения и по возможности сразу же дать ему необходимые разъяснения и рекомендации.

4.4. Поданные на личном приеме письменные обращения, а также обращения, высказанные в ходе приема устно, подлежат регистрации и учету в установленном порядке.

4.5. В случае, если заявитель не получил ответа на свое обращение в ходе личного приема, дальнейшее рассмотрение обращения производится в соответствии с инструкцией по делопроизводству.

4.6. Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию арбитражного суда, заявителю дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

4.7. В ходе личного приема заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее уже был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4.8. Прием представителей организаций и граждан в связи с их обращениями по судебным делам, рассмотренным или находящимся в стадии рассмотрения, в Арбитражном суде Калужской области не ведется.

Сервис временно не доступен